Счастливая женщина

 

 

 

Завтраки Эдуарда Мане. И обеды. И ужины...

Завтрак на траве. 1863. Холст, масло. 214х270 см. Музей Д'Орсэ. Париж.

Эта картина открыла новую эру в живописи. Ее новизна настолько потрясающа, что полотно Мане почти тотчас же становится символом "Салона отвергнутых", олицетворением всего самого дерзкого, самого раздражающего. В ней есть "блеск, вдохновение, пьянящая сочность, неожиданность". ( А.Перрюшо "Эдуард Мане").

Вторая половина ХIХ века...

Париж - столица мира! Три всемирные выставки - 1855, 1867 и 1878 гг., расцвет науки, искусства и... кулинарного мастерства.

Ресторанное дело в Париже достигает невиданных высот, и Париж превращается в рай для гурманов. Ежедневно лучшие продукты из провинции и из-за границы доставляются на новый огромный рынок Лез Аль, а кулинарные изыски становятся делом чести и в ресторанах, и в частных домах. Искусство приготовления изысканной пищи превращается в национальное достояние.

Эдуар Мане, знаменитый художник-новатор и, в то же время, парижский буржуа и бонвиван, и сам был гурманом, и любил изображать знатоков еды на своих полотнах. Кроме того, он искусно писал натюрморты, где каждый деликатес, казалось, так и источал аромат.

"Натюрморт с арбузом и персиками".

Какой великолепный десерт можно приготовить из персиков! До наших дней с тех времен дошел такой рецепт:

Персики в сотерне

8 персиков ошпарить и охладить. Разрезать пополам и удалить косточки. Затем нарезать фрукты тонкими дольками. Поставить в холодильник.

Смешать 0,5 стакана воды и 50 г сахарной пудры, довести до кипения, добавить немного ванили и снять с огня.

В отдельной кастрюле довести до кипения 2 стакана сладкого белого вина с соком одного лимона. Охладить и смешать с сахарным сиропом. Нарезанныеперсики выложить на блюдо, залить полученной смесью и снова поставить в холодильник. Подавать в креманках, положив сверху шарик фруктового мороженого.

Один из любимых сюжетов полотен Мане - сценки в кафе. В те времена кафе представляли собой своеобразные клубы, каждый из которых имел завсегдатаев.

На улице Батиньоль, в доме №11, рядом с лавкой, где Мане покупает холсты и краски, открывается кафе "Гербуа", и Мане иногда завтракает здесь взбитыми яйцами, бифштексом с кресс-салатом и фруктами, заканчивая трапезу фирменным "напитком славы" - половиной чашки кофе пополам с алкоголем. Мало-помалу кафе "Гербуа" становится местом встреч художников. Они собираются тут почти ежедневно, а по четвергам обязательно.

Так получилось, что вокруг Мане, которому самой судьбой было предначертано стать лидером, собирались его почитатели и друзья, среди которых были Золя, Доре, Дега, Ренуар, Моне, Сислей, Сезанн, Писсарро... Разные по характеру и концепциям, которых придерживались в искусстве, они составляли группу «Батиньоль», объединяемую общим неприятием официального искусства и желанием сказать в нем новое слово.

По четвергам в кафе происходили регулярные собрания. Но не обходилось ни вечера без оживленных дискуссий. Неудивительно, что именно это место изобразил Мане на своей картине «За кружкой пива». Написанная в 1873 году, эта вещь принесла автору невиданный успех. Репродукции продавались во всех лавках. Одна из пивных, расположенных в Латинском квартале, использовала изображение для вывески, а некий коммерсант с улицы Вивьенн, выкупив у художника палитру, на которой по его просьбе было сделано изображение кружки пива, выставил ее у себя в витрине.

Страницы 1, 2, 3

Вернуться к списку статей в разделе